Приватизация воды
Водный кодекс Украины гласит: “Воды (водные объекты) являются исключительно собственностью украинского народа и предоставляются только в пользование”. Эта истина понятна всем. Что касается водоснабжения и водоотведения, то обязательства относительно него берут на себя государственные органы. Собственником украинских водоканалов является государство. Но так происходит не во всех странах, водоснабжением могут заниматься и частные компании. Сегодняшняя тема нашего блога: lля чего так делают и какие последствия имеет частное управление природными ресурсами?
Приватизация воды - это передача контроля и управления водными ресурсами в руки бизнеса. Ее целью является в первую очередь улучшение качества услуг водоснабжения. Так получается не всегда. Сегодня вопрос приватизации воды является конфликтным: где-то она улучшила качество сервиса, где-то наоборот провалилась.
История водной приватизации
В США, странах Европы и Латинской Америки она была широко распространена с 19 века. Частные компании были игроками на рынке водообеспечения до начала 20 века, когда не смогли покрыть потребности быстро растущего населения, в отличие от государственных коммунальных предприятий. Второй виток развития частные коммунальные предприятия водоснабжения получили в начале 90х годов прошлого века, когда активно велась политика свободного рынка, распались коммунистические режимы, а Тетчер произвела большую приватизацию.
В Англии и Уэльсе первые частные компании возникли в 17 веке. В разные периоды доля частных компаний сильно отличалась: от 40% в середине 19 века до 10% в начале 20го, и до 25% в конце века. После большой приватизации инициированной Тетчер в 1989 году практически вся сфера водоснабжения и водоотведения отошла в частные руки, и лишь в Шотландии управление водными ресурсами осталось в руках государства.
Во Франции системы водоснабжения всегда были в совместной собственности бизнеса и государства, время меняло уровни влияния, но структуру в целом не изменило. Сегодня крупнейшими компаниями являются Veolia и Suez Environnement, основанные в середине 19 века. В конце 19 века правительство было недовольно повышением тарифов и отсутствием подключений в бедных районах, поэтому не продлило частным компаниям концессии, создав муниципальные коммунальные предприятия. Доля частного сектора начала увеличиваться уже в 30е годы 20 века, достигая более 80% рынка. Сегодня частные компании работают по принципу договора аренды, когда крупные инвестиции лежат на плечах государства.
В Испании вода в совместном управлении муниципалитетов и частных компаний также давно. Самой большой компанией является Aguas de Barcelona основанная еще в 1867 году иностранными инвесторами и перешедшая под контроль Испании только в начале 21 века.
В Германии тоже есть частные водопроводные сети, но большинство - это все же муниципальный сектор.
В США ситуация также интересна. Сегодня часть систем работает в формате кооперации бизнеса и государства. Частные компании работают примерно на 2000 тысячах станций на территории США совместно с государственным управлением через территориальные общины.
Интересно обстоит ситуация и в Чили. В 1980 году была утверждена Конституция, которая предусматривала исключение государства из контроля и управления водными ресурсами. По сегодняшний день 90% водных ресурсов контролируются частными транснациональными компаниями. Недостатком схемы приватизации в Чили является неравномерное распределение воды, вследствие этого более 71% воды уходит на нужды сельского хозяйства, что вызывает недостаток ее в домовладениях, особенно в периоды засухи.
В Латинской Америке, Африке и Азии частные европейские и местные компании появились во второй половине 19 века, когда снизилось их количество в Европе. На сегодняшний день частные компании работают в Кот-д’Ивуаре еще с колониальных времен, В Сенегале, частично в Марокко и пр.
Формы приватизации
Грубо говоря, существует две формы. Полная приватизация предусматривает передачу всех активов частной компании. В государственно-частном партнерстве право собственности на активы остается у государства, а частным компаниям делегируются определенные функции в определенном временном отрезке.
Государственно-частное партнерство представлено тремя основными формами:
- концессия - является самой распространенной формой государственно-частного партнерства в сфере водоотведения, в данном случае частный оператор несет ответственность за работу всей системы и осуществляет инвестирование в течение 20-30 лет;
- Договор аренды, когда активы передаются в аренду частной компании, получающей прибыль напрямую, а инвестиции могут иметь как государственное, так и частное происхождение. Длительность договора аренды обычно составляет 10-15 лет. Такая форма управления является второй по распространению после концессии. Она используется во Франции и во франкоговорящих странах Западной Африки;
- договор управления, когда частный партнер несет ответственность за эффективную работу системы получая оплату за эти функции от государства; инвестиции при таком партнерстве финансируются государством; длительность договора - 3-5 лет; такая форма управления характерна для Саудовской Аравии и Алжира;
- смешанное владение, когда частные акционеры имеют не определяющую долю собственности, но ответственность за услуги лежит на частном партнере. Такая приватизация характерна для Испании, Мексики и Колумбии.
Зачем приватизируют воду?
Мотивы приватизации могут иметь много первопричин как экономических, так и политических. Они же определяют, какой будет форма приватизации. Например, в развивающихся странах целью зачастую является снижение финансовой нагрузки с государства (в таком случае приватизация чаще происходит через концессию или же полную продажу активов) и/или улучшение качества услуг, тогда осуществляется частичная приватизация через договора аренды или управления.
Также роль играет идеология: рыночно-либеральные течения выступают за приватизацию, левые течения, наоборот, строго против нее. Консерваторы находятся преимущественно посередине, где выбираются модели приватизации оптимальные для исходных условий.
Рассмотрим детальнее цели приватизации.
Улучшение качества услуг и эффективности предприятий
Когда системы водоснабжения неэффективны и убыточны: наблюдаются большие потери воды и аварийные отключения из-за изношенности трубопроводов, подача воды по графику всего на несколько часов в день, или даже дней в неделю, низкое качество воды из-за устаревших систем очистки, низкий уровень оплаты счетов. В данном случае считается, что в рыночных условиях поставщик будет заинтересован в том, чтобы улучшать качество услуг за счет модернизаций и эффективного менеджмента, что приведет к повышению его прибыли. Такими были первопричины приватизации в Алжире, на Кубе, в Саудовской Аравии и Колумбии. Контраргументами против приватизации считается тот факт, что обычно происходит монополизация сектора одним большим игроком и ситуация не изменяется в отсутствие конкуренции.
Внешнее влияние
Очень часто причины приватизации систем водоснабжения прагматичны и обоснованы на влиянии Международного валютного фонда, Всемирного банка и других организаций, оказывающих помощь. Переведение услуг водоснабжения в частный сектор иногда является условием кредитования, по аналогии с украинской продажей земли. Так сложилась ситуация в Латинской Америке (Боливии, Эквадоре, Колумбии, Перу), в некоторых Африканских и восточноевропейских (Албания) странах, где водный сектор занимал весомую часть бюджетных вложений.
Фискальные мотивы
Когда проблем с доступом к воде уже нет и качество услуг удовлетворительно, то иногда управление передается частному бизнесу с точки зрения получения прибыли. Так было, например, в Берлине, когда ситуация повлекла за собой повышение тарифов и убытки для государства. В Чили, где правительство привлекло частного инвестора к строительству отсутствующих очистных сооружений, в конечном итоге произошла полная приватизация водоснабжения.
Также, фискальные мотивы присутствуют в странах с низким качеством воды и плохим доступом к воде. Правительства не всегда способны выделять достаточно средств для обеспечения водой растущего количества населения, а иногда и для поддержания существующей инфраструктуры, это приводит к низкому уровню услуг, ухудшению условий гигиены и санитарии. Введение частного капитала иногда является спасательным кругом для стран.
Последствия приватизации воды
В данном случае существует как ряд положительных, так и ряд негативных последствий. Ниже мы их опишем.
Доступность воды
Часть исследований говорят о том, что доступность к воде растет, поскольку улучшается качество услуг, но другие данные утверждают, что из-за повышения тарифов, вода становится недоступной для самой бедной части населения. Впрочем, все зависит от модели работы системы и многих экономических и этических моментов.
Влияние на детскую смертность
Приватизация водного сектора в Аргентине привела к снижению детской смертности, поскольку она напрямую связана с качеством воды. Во время приватизации воды в Аргентине с 1991 по 1997 год она упала с более чем 26% до 8%. Причиной этому стало то, что водные компании придерживались установленных стандартов в отличие от коммунальных служб.
Что происходит с тарифами?
Вопрос тарифов довольно сложный, так как он зависит от изначальной тарифной политики государства, формы приватизации и поставленных условий. В отличие от государственного предприятия, частное не может работать убыточно, так как не имеет дополнительных источников финансирования, поэтому тарифы чаще всего растут, но при этом улучшается и качество услуг.
Влияние на эффективность
На самом деле, все зависит и от исходных условий. Частные компании за счет эффективного менеджмента и целевого использования инвестиций, способны повышать эффективность работы предприятий и снижать внешние долги. Рентабельность таких предприятий, несмотря на кажущуюся привлекательность для инвесторов - невысокая - средняя годовая доходность на вложенный капитал составила всего 7%.
Мы постарались кратко описать суть вопроса. Еще вам может быть интересен вопрос о том, как формируются тарифы на воду, и как ее можно экономить.