Донбасс. Война. Вода
Анна Цветкова
член Комитета по внедрению Протокола о воде и здоровье, многолетний руководитель направления «Вода и санитария» Всеукраинской экологической общественной организации ВЭОО «МАМА-86»
Проблемы водоснабжения и водоотведения, а также качества питьевой воды с каждым годом усложняются и приобретают остроту во всем мире. Однако существуют регионы, где эти проблемы достигают критической массы и становятся не просто важными, а жизненно определяющими. Это такие регионы, где стреляют, убивают, специально разрушают объекты водоснабжения, мешают их восстановлению и т.д. — то есть зоны военных конфликтов. К сожалению, такая зона уже шесть лет существует в Украине.
Обеспеченность Донбасса водой
Это Донбасс. И не только та его часть, где проливается кровь, а в целом вся территория Донецкой и Луганской областей, объединенная общей системой водоснабжения. Водные проблемы в этом регионе во все времена были самыми серьезными в стране, однако сейчас они приобрели чрезвычайную остроту. С началом войны к их решению присоединились многочисленные международные фонды и общественные организации, которые помогают Украине, по крайней мере, — стабилизировать ситуацию и обеспечить питьевой водой население пострадавших территорий. Известно, что Донецкая и Луганская области хуже всех в Украине обеспечены водными ресурсами. И это касается, прежде всего, обеспеченности местными поверхностными и подземными водами. Даже с учетом тенденций к сокращению населения страны в целом и, в частности, в этих областях, страдающих от военных действий на Донбассе, Донецкая область остается наименее обеспеченной водой (таблица 1).
Таблица 1. Удельная обеспеченность водными ресурсами1
* по состоянию на апрель 20191 |
Донецкая область |
Луганская область |
Украина (среднее значение) |
Суммарная удельная водообеспеченность в средневодний год, тыс.м³ /год* |
1,05 |
2,36 |
4,98 |
Запасы подземных вод, м³ /сут на человека* |
2,23 |
0,59 |
1,47 |
Эксплуатационные запасы воды, м³ /сут на человека* |
0,83 |
0,26 |
0,37 |
Забор подземных вод на 2019, м³ /сут на человека* |
0,62 |
0,31 |
0,16 |
1 Обухов Е.В. Показатели обеспеченности населения Украины водными ресурсами в начале 2019 года - Гидроэнергетика Украины, 1-2 / 2019, ISSN 1812-9277
Структура водоснабжения Донецкой и Луганской областей
В советское время проблему нехватки местных водных ресурсов на Донбассе было решено путем межбассейнового перекидывания поверхностных вод из реки Северский Донец в Донецкую и Луганскую области каналом Северский Донец-Донбасс, который был построен в 1955-1958 годах. Его длина составляет 133,4 км, из которых 107 км — открыт участок, а остальные — трубные мосты — дюкеры (рис.1).
В условиях военных действий функционирование канала становится одной из сложных задач со многими новыми рисками. Канал несколько раз пересекает «линию соприкосновения» и проходит в серой и «горячей» зоне военных действий (рис.1). Как отмечают организации, предоставляющие гуманитарную помощь в секторе водоснабжения, санитарии и гигиены (ВСГ), обстрелы ключевых инфраструктурных объектов (фильтровальных и насосных станций) приводят к значительным и длительным прерываниям в водоснабжении, к травмированию рабочих водоканала и оставляют без водоснабжения значительное количество населения по обе стороны от линии соприкосновения — как на подконтрольных, так и неподконтрольных Украины территориях.
При этом были травмированы 9 рабочих водоканала, а в целевой помощи по ВСГ нуждались 2300000 человек.
Централизованное водоснабжение Донецкой области на 95% обеспечивается водой из канала, тогда как в Луганской - на 40% зависит от поверхностных вод. Основным же источником централизованного и децентрализованного водоснабжения Луганской области и децентрализованного Донецкой являются подземные воды.
Гуманитарная помощь на Донбассе
Основная гуманитарная помощь в Донбассе до 2018 года была направлена на ремонт инфраструктуры (предоставление запасных частей, материалов и оборудования для быстрого ремонта критических водопроводных сетей, поставку генераторов и топлива, резервного электрооборудования и стальных листов для ремонта трубопроводов и ключевых насосных станций, каналов и очистных сооружений соответственно оценке рисков ЮНИСЕФ), а также на обеспечение минимального доступа к питьевой воде и условий санитарии (подвоз питьевой и технической воды для населения, очистки септиков и поиск путей вывоза отходов) в районах, близких к «линии разграничения». Учитывая постепенное снижение активности военных действий на Донбассе, начиная с 2018 года, международное сообщество, которое предоставляет гуманитарную помощь Украине, изменило свою концепцию помощи от реагирования на проблемы жизнеобеспечения в чрезвычайных условиях к управлению на основе оценки рисков и планирования развития на территориях, пострадавших от войны. В секторе ВСГ все больше шагов делается в направлении обеспечения устойчивого доступа к качественной питьевой воде и надлежащих условий санитарии. С 2018 года гуманитарная помощь направляется на поиск альтернативных местных источников водоснабжения для отдельных общин. В большинстве случаев - это подземные воды, которые требуют решения вопросов качества воды и, как правило, - применение систем локальной доочистки воды. По 2018-2019 годы с помощью благотворительных организаций ADRA Украины, «Каритас-Киев», Save the Children, Arche Nova и других установлено более сотни систем доочистки воды для детей в школах и детских дошкольных учреждениях. Так, например, по инициативе общественной организации ADRA Украина при поддержке ЮНИСЕФ были установлены системы очистки воды более чем на 30 социальных объектах на Донбассе с использованием системы обратного осмоса Ecosoft MO6500 с производительностью 3-5 м³ в сутки (рис. 2) и более 20 систем Ecosoft Robust 1000, производительностью от 400 до 900 литров в сутки.
Система обратного осмоса Ecosoft
Вопрос качества питьевой воды из различных источников водоснабжения все больше привлекает внимание общественности организаций гуманитарной помощи, работающих на Донбассе. Так, в 2019 году начат проект AKTED, в рамках которого уже проведено изучение рисков природных и антропогенных катастроф. Также планируется внедрение риск-ориентированного подхода на примере пилотного проекта по разработке планов обеспечения безопасности воды (Water safety plan - WSP) для сельских общин в Мариупольском районе.
Появление новой концепции гуманитарной помощи Донбасса может стать значительным толчком к внедрению современных подходов, лучших практик и инструментов управления в секторе ВСГ не только на Донбассе, но и во всей Украине.